Театр

В начале 70-х, когда Юрий Стоянов был еще студентом ГИТИСа, его педагог - один из величайших наставников актерского мастерства Владимир Наумович Левертов, как-то на занятиях сказал: "Вы, Стоянов - артист второй половины жизни". Именно эта фраза стала для него важнейшим фактором развития себя как артиста после ухода из БДТ. Cыграв сотни ролей в "Городке", кино- и телефильмах, став по-настоящему знаменитым артистом, в 2006 году Юрий Стоянов вернулся на театральную сцену.

Это произошло по прошествии практически 15 лет после последней драматической роли в БДТ - артист ответил согласием на предложение талантливого петербургского драматурга Ильи Тилькина и режиссера Игоря Коняева исполнить главную роль в пьесе "Перезагрузка". По мнению режиссера, этот проект мог состояться только при участии в нем Стоянова, поэтому спектакль просто не увидел бы свет в случае отказа артиста. В этой великолепной комедии, ставшей за последние годы чуть ли не самым аншлаговым спектаклем Петербурга, артист играет 50-летнего Соломона, который после смерти реинкарнируется в теле грудного ребенка. В результате перерождения, возникает проблема - 6-месячный Солик рождается с сознанием 50-летнего мужчины. Он сохраняет память, ощущения и опыт Соломона. Теперь Солику необходимо сделать правильный выбор, от которого будет зависить счастье близких для него людей. 

Из интервью с Юрием Стояновым:  

- Как вы себя чувствуете в роли шестимесячного мальчика?
- Что значит "шестимесячный мальчик"? Вы же все равно видите Юрия Николаевича Стоянова с размером XXL и ростом 183 см. Для меня невероятно ценно в этом спектакле то, что не играется. Чего как бы не видно - та жизнь, которую он прожил до этого.
- Будет смешно? 
- Обязательно будет смешно, и если не будет смешно, то не надо мне выходить на эту сцену. Но природа юмора и существования будет несколько иная. Мне бы хотелось, чтобы это был очень смешной спектакль, но желательно "с комом в горле". Потому что я не Бени Хилл и не Мистер Бин. Вообще мой принцип юмора – чаплинский. Человек, когда падает на сцене и в кадре - это смешно. Но хорошо бы помнить, что это еще и больно.

2006 / Перезагрузка (по пьесе Ильи Тилькина)
Режиссер - Игорь Коняев

 

Весной 2010 года в Москве на основной сцене МХТ имени Чехова состоялась премьера еще одного спектакля, в котором Юрий Стоянов исполняет главную роль. Известный актер и режиссер Игорь Золотовицкий поставил здесь бессмертную гоголевскую комедию "Женитьба". В спектакле Стоянов играет Кочкарева, а актер Станислав Дужников - самого знаменитого жениха XIX века господина Подколесина. В афишах комедия так и представлена -"совершенно невероятное событие в двух действиях"! Действительно, Золотовицкому, который сам долгие годы работал в амплуа артиста комического жанра, удалось задействовать комические таланты всего актерского состава. Лучше всех роль Стоянова описала рецензент Ксения Ларина: "Стоянов-Кочкарев заставил всех плясать под свою дудку – в прямом и переносном смысле. Артист с первого своего появления заявил жанр, в котором он собирается сражаться с традиционным психологическим театром – это жанр фонтанирующего гротеска, сопротивляться которому партнерам оказалось не под силу. Кочкарев врывается на сцену, поигрывая тросточкой и декламируя "только что" сочиненные стихи: "Товарищ, верь! Взойдет она…" В тросточке у него спрятана рапира, во всех карманах носовые платки, которыми он утирается от плевков завистников, в глазах - бесовский огонь прирожденного игрока. Смесь Хлестакова, Чичикова и Ихарева с поприщинской безуминкой в интонациях и манерами провинциального трагика. Перед таким попробуй устоять". Вот уже 5 лет спектакль идет с неизменным аншлагом и не так давно приезжал с гастролями в питерский БДТ, где Юрий Стоянов вышел на сцену родного театра больше, чем через 20 лет.  

2010 / Женитьба (по пьесе Н.В.Гоголя)
Режиссер - Игорь Золотовицкий

 

Осенью 2011 года московский театре "La'Театр" во главе с режиссером Вадимом Дубовицким представил публике свою постановку знаменитого чеховского "Вишневого Сада". Роль Гаева в спектакле исполнил Юрий Стоянов. Помещик Гаев, Леонид Андреевич, приблизительно пятидесяти двух лет от роду, чистейшей детской души человек, в трактовке Юрия Стоянова этого классического чеховского образа, был страстно увлечен игрой в бильярд. И на воображаемом бильярдном столе в "Вишневом саду" LA'Театра Вадима Дубровицкого он мастерски разыгрывает вымышленную партию в то время, как жизнь совершенно реально бьет чеховских интеллигентов друг о друга, точно бильярдные шары. В победителях оставляя, увы, лишь тех, кто с закрытыми глазами владеет всеми возможными типами ударов, но играет в общие игры исключительно по собственным правилам... Это уже вторая чеховская роль Ю.Н.Стоянова после сыгранного еще на последнем курсе Театрального института Тригорина в студенческой "Чайке". После премьеры спектакль называли главным театральным авангардом сезона, имея ввиду, что в современном театре трепетное отношение к классике - скорее смелость, чем традиция. Вместе с "Вишневым Садом", собравшим в своей труппе целое созвездие актеров, среди которых Ольга Волкова, Станислав Любшин, Владимир Епифанцев, Павел Любимцев и другие, уже объездил с гастролями десятки городов России и Украины и до сих пор с аншлагом идет в Москве.

2011 / Вишневый Сад (по пьесе А.П. Чехова)
Режиссер - Вадимом Дубовицкий

 

 

ПЕРИОД БДТ

Одним из самых определяющих "театральных" периодов в карьере Юрия Cтоянова стала его работа в Большом Драматическом Театре в Ленинграде, в чьей труппе он оказался после окончания ГИТИСа в 1978 году и в которой проработал 18 лет (до 1995 года). Одной из самых значимых ролей артиста в театре стал спектакль "Амадеус", поставленный художественный руководителем БДТ, выдающимся режиссером Георгием Александровичем Товстоноговым. В том спектакле Юрий Стоянов играл роль Моцарта, а его напарником стал Владислав Стржельчик, сыгравший роль Сальери. За время работы в БДТ Стоянов сыграл в 22 спектаклях, в том числе и в вышедших на экраны страны в формате фильмов-спектаклей. Cамыми заметными из них стали "Cмерть Тарелкина", "Пиквикский Клуб", "Рядовые", а также в юбилейный спектакль-капустник  "БДТ. Тридцать Лет Спустя", состоявший из фрагментов самых аншлаговых постановок театра того времени.

Фильм о БДТ того времени (1983) с участием Г.А.Товстоногова:

 

Юрий Стоянов: "О, это был удивительный театр, он делился на две части - руководство и собственно труппу. Так вот, труппа была совершенно уникальная, удивительная человеческая атмосфера за кулисами. Меня очень любили в театре. Так же как и я любил тех людей, те отношения, которые существовали. И они не были такими классическими, когда говорят: старики брали шефство над молодыми, а молодые помогали старикам! Не было всей этой сентиментальной фигни. Я всегда говорил, что природа этого закулисного равенства не зависела от статуса каждого артиста, мы все были равны перед Товстоноговым. Потому что его все боялись одинаково. И зависели от него одинаково, без оглядки на звания, количество ролей и все остальное. Это очень объединяло людей, было много юмора - такой очень веселый закулисный театр."

 

1983 / Смерть Тарелкина (по пьесе А.В. Сухово-Кобылина)
Режиссеры - Георгий Товстоногов и Владимир Воробьев

 

1985 / Рядовые (военная драма)
Режиссер - Георгий Товстоногов

 

Юрий Стоянов: "Однажды я пригласил Илью Олейникова в театр на спектакль "Амадеус", в котором играл главную роль. Он посмотрел и сказал: "Уходи отсюда. Нам надо вместе работать". Для меня это прозвучало не только кощунством, но и абсолютной бессмыслицей. Даже обсуждать не стал это предложение. Я посмотрел в Театре эстрады программу с Илюшиным участием, которая называлась "Смех-Шок". После чего вышел в состоянии полнейшего шока и без смеха. Думал: "Господи, неужели когда-нибудь я смог бы в этом участвовать?!" Ровно через два года я выходил на сцену в таком же концерте."

 

1986 / Пиквикский Клуб (комедия по пьесе Ч.Диккенса)
Режиссеры - Евгений Макаров и Георгий Товстоногов

 

1986 / БДТ: Тридцать Лет Спустя (cпектакль-капустник)
Режиссер - Владимир Геллер

 

Юрий Стоянов: "К моменту моего ухода из театра уже не было Георгия Саныча Товстоногова. А передача "Городок" становилась самой популярной на ТВ. У нее были очень высокие рейтинги. По нынешнему времени в театре ценят, когда внутри труппы есть привлекающие зрителя персоны. Но на мне это не сказалось никак абсолютно. Может быть, только отрицательно. А мне не хотелось быть как в том анекдоте, когда молодой артист вбегает в гримерку за пять минут до начала спектакля, потому что у него был сериал, потом репетиция в антрепризе, затем какая-то халтура. Хватает коробочку с гримом и начинает гримироваться. До выхода на сцену остается уже минута. Его что-то смущает, он все время принюхивается к пальцу, которым наносит грим. И сам себя спрашивает: "Дерьмо, что ли? По-моему, дерьмо! Ну точно, дерьмо! Но некогда, некогда!" И бежит на сцену"... 

Фотографии из cпектаклей с участием Юрия Стоянова смотрите в разделе Галерея ТЕАТР